ЧИЧЕРИН Борис Николаевич

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
(26.05(7.06).1828, Тамбов - 3(16).02.1904, с. Караул Тамбовской губ.) - философ, историк, правовед, публицист и общественный деятель. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1845-1849 гг. Ч. учился на юридическом ф-те Московского ун-та, где слушал лекции Грановского, С. М. Соловьева, Кавелина, Редкина. К этому же времени относится его увлечение философией Гегеля, сыгравшей значительную роль в формировании его мировоззрения. Хотя с годами отношение Ч. к Гегелю претерпевало определенные изменения, он тем не менее постоянно ориентировался на осн. философско-методологические положения нем. мыслителя и может быть назван последователем гегельянства в России, причем в его консервативном выражении. В 1853 г. Ч. представляет диссертацию "Областные учреждения России в XVII веке", знаменовавшую возникновение т. наз. государственной школы в рус. историографии. Во 2-й пол. 50-х гг. публикует ряд статей на историко-юридические темы ("Опыты по истории русского права", 1858; "Очерки Англии и Франции", 1858, и др.). К этому времени у Ч. складывается концепция рус. истории. Осн. его идея - главенствующая роль государства в истории России. Здесь многое учреждалось государственными мерами, отмечал он, тогда как на Западе те же процессы совершались без активного вмешательства государства. Устройство рус. государства, по его мнению, создавалось "сверху", а не "снизу". Сам же факт его возникновения он считал великим историческим подвигом рус. народа. Характерными чертами рус. исторической жизни, в отличие от западноевропейской, по Ч., являются чрезмерная слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех сословий, отсутствие политических свобод, что является результатом подчинения личности государству. Будущее же России Ч. непосредственно связывал с отменой крепостного права, введением представительных форм правления, развитием политической культуры народа. В 60-е гг. выходит в свет его работа "О народном представительстве" и готовится "Курс государственной науки". В этих, а также др. работах Ч. разрабатывает свою политическую платформу, к-рую можно выразить одним словом - "либерализм". Исходя из понимания свободы человеческой личности как осн. принципа общественного развития, благодаря к-рому человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному, он полагал, что условия для этого принципа создает лишь последовательная либеральная программа. Применительно к России она состояла в требовании свободы от крепостного состояния, свободы совести, общественного мнения, книгопечатания, преподавания, публичности и гласности всех правительственных действий, судопроизводства. Идеалом государственного устройства он считал конституционную монархию. С кон. 70-х гг. и вплоть до его смерти в свет выходит ряд его фундаментальных работ по философии: "Наука и религия" (1879), "Мистицизм в науке" (1880), "Основания логики и метафизики" (1894), "Философия права" (1900) и др. Философия Ч. представляет собой вполне законченный тип философии рационалистической. В работе "Существо и методы идеализма", представляющей собой рецензию на кн. С. Н. Трубецкого "Основания идеализма", Ч. высказывает свое понимание идеализма, сущность к-poro, по его словам, "состоит в сочетании противоположностей". Осн. реальными противоположностями выступают, с одной стороны, материальный мир (сфера частных и бессознательных сил) и, с другой - мир мыслящих субъектов, к-рые имеют отношение к верховному разуму. То, что связывает эти два мира, есть дух, к-рый на низшей ступени выступает как целесообразно действующая органическая сила, а на высшей становится миром связанных с органической жизнью субъектов. Эти субъекты, осуществляя идеальные цели в материальном мире, приводят противоположности к высшему соглашению. Конечная цель данного процесса лежит в абсолютном духе, к-рый руководит всем этим поступательным движением и окончательно приводит мировое бытие к идеальному совершенству. Один из осн. постулатов Ч. гласит: "Разумное существо есть вместе свободное существо". Причем свобода человека объясняется им присутствием в нем двух противоположных начал, а именно бесконечного и конечного, и их взаимодействием. Идея внутренней свободы разумного существа основана на присущей разуму идее абсолютного. Абсолютные начала, проявляющиеся в человеческом познании, составляют основание нравственности, т. к. они руководят практической деятельностью человека. Философия истории Ч. составляет органическую часть философского осмысления им мирового бытия. История, по его мнению, является выражением человеческого духа, поэтому раскрыть смысл и значение  руководящих ею идей, их связь, а следовательно, достигнуть понимания истории как единого целого способна только метафизика. История в ее философском аспекте представляет собой, по Ч., верховную науку о духовном мире, дающую ключ к пониманию всего остального, в т. ч. и низших ступеней развития. Поскольку история руководствуется идеями, сам исторический закон является законом развития этих идей. Др. словами, Ч. представляет историю человечества как историю человеческой мысли, историю развития идей. А потому история философии,  выражающая квинтэссенцию развития человеческой мысли, служит у него основным объясняющим фактором истории человеческого об-ва. Немаловажную роль играет у Ч. и история религии,  тесно связанная с развитием человеческой мысли. Хотя Ч. высоко оценивает значение свободы как постоянного и необходимого элемента человеческого общежития, однако свобода, по его мнению, устанавливает лишь формальное равенство, а отнюдь не материальное. Последнее вообще неприемлемо для Ч., считающего, что оно противоречит природе вещей и человека. Цель истории, замечает он, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе, а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей, чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Действительно необходимым требованием к государству Ч. полагает принцип экономической свободы, осуществление к-рого на практике может вести к неравенству, но именно это и составляет, по его мнению, движущее начало дальнейшего развития об-ва.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЧИЧЕРИН Борис Николаевич" в других словарях:

  • ЧИЧЕРИН Борис Николаевич — (1828 1904) философ, правовед, публицист. Окончил юридический факультет Московского ун та, в 1861 1868 возглавлял кафедру права в Московском ун те, по политическим мотивам ушел в отставку. В 1882 1883 занимал должность Московского городского… …   Философская энциклопедия

  • Чичерин Борис Николаевич — [26.5(7.6).1828, Тамбов, ‒ 3(16).2.1904, с. Караул Тамбовской губернии], русский философ, историк, публицист и общественный деятель. Из дворян. Окончил юридический факультет Московского университета (1849), ученик Т. Н. Грановского. В 1853… …   Большая советская энциклопедия

  • Чичерин Борис Николаевич — Чичерин (Борис Николаевич) известный юрист и философ. Родился в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в Московском университете, в 1882 1883 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем… …   Биографический словарь

  • Чичерин, Борис Николаевич — ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828 1904), юрист, философ, историк. В 1840 1850 х годов член московского кружка западников, участник полемики со славянофилами. В 1861 68 профессор Московского университета, сторонник реформ в рамках самодержавия.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЧИЧЕРИН Борис Николаевич — (1828 1904) российский юрист, историк, философ, почетный член Петербургской АН (1893). В 1861 68 профессор Московского университета. Основоположник государственной школы в российской историографии. Представитель либерального течения российской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чичерин, Борис Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чичерин. Борис Николаевич Чичерин Дата рождения …   Википедия

  • Чичерин, Борис Николаевич — известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Чичерин Борис Николаевич — (1828 1904), юрист, историк, философ, почётный член Петербургской АН (1893). В 1861 68 профессор Московского университета. Основоположник «государственной школы» в российской историографии. Представитель либерального течения российской философско …   Энциклопедический словарь

  • Чичерин Борис Николаевич — Борис Николаевич Чичерин Русский правовед, философ и историк Дата рождения: 7 июня 1828 года Место рождения: село Караул, Кирсановский уезд Тамбовской …   Википедия

  • Чичерин Борис Николаевич — (1828, Тамбов  1904, село Караул Тамбовской губернии), историк, юрист, философ, деятель земского движения. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Из старинного дворянского рода. Детство Чичерина прошло в тамбовском имении отца Караул.… …   Москва (энциклопедия)

  • ЧИЧЕРИН Борис Николаевич — (26.05(7.06). 1828, Тамбов 3(16).02.1904, с. Караул Тамбовской губ.)    философ, историк, политический мыслитель либерального направления и общественный деятель. Сын богатого помещика, получил хорошее домашнее воспитание и образование. В 1849 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»